Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
Молчание собеседника для вас – тягость? Хочется заполнить неловкие паузы? История о том, что излишняя коммуникабельность – не всегда полезна. Глава из книги «7 правил ведения сложных разговоров».
Роберта Чински Мэтьюсон, «7 правил ведения сложных разговоров с коллегами и начальством». – М.: «Библос», 2022.
Эта книга предлагает рекомендации, как создать правильные условия для содержательного обсуждения. Автор выделяет семь ключевых правил общения (принципов), которые позволяют обеим сторонам глубже понять, о чем может думать другой человек, и помогают более четко сформулировать свою точку зрения. Эти правила – уверенность, ясность, сострадание, любопытство, компромисс, доверие, смелость. Книга включает советы от тех, кто был в этих ситуациях и преуспел, примеры сценариев продуктивных бесед, а также анализ уроков, извлеченных из неудачных разговоров. Читатели узнают, как подготовиться к диалогу, начать его и управлять потенциально сложным обменом словами, который обычно происходит на работе, и придут к пониманию того, что для любого разговора должен быть задействован интерес обеих сторон.
Молчание – золото
Поверьте, очень сложно утихомирить свои мысли и спокойно сидеть молча. Но оно того стоит. И вот почему. Допустим, вы обсуждаете с человеком важный для вас вопрос. Вы высказали свое мнение – и в комнате повисла тишина. Вам стало не по себе, и вы решили вставить слово – одно, другое, и вот вы уже портите дело своей болтовней. Такое случается гораздо чаще, чем вам кажется.
Моя клиентка Триш работает в технологической компании; когда ее менеджер уволился, она взяла на себя его обязанности, но ее должность и зарплата не изменились. Проработав восемь месяцев в новой роли, она наконец решила, что пора попросить начальство о повышении. Она подготовилась на пять с плюсом – составила список своих самых выдающихся достижений за последние восемь месяцев и тщательно проанализировала, какую зарплату предлагают на рынке. Она сказала мне, что шла на встречу абсолютно уверенная, что ее босс согласится на ее просьбу. Триш пересказала мне разговор, который состоялся в кабинете ее босса, – сначала все шло хорошо, а потом она допустила серьезный промах. Когда она сказала своему боссу, что заслуживает прибавку в $10 000, он надолго задумался. Несколько минут ей пришлось ждать ответа, и она не выдержала: «Знаете, я соглашусь и на пять тысяч. Я понимаю, что времена сейчас непростые».
Нетерпение дорого ей обошлось. Ее босс сразу же согласился повысить ей зарплату на $5000, а значит, она все равно будет получать меньше, чем заслуживает. Некоторым людям нужно время, чтобы обдумать ситуацию. Мне кажется, ее босс как раз размышлял о том, как лучше ответить. И если бы Триш подождала, он вполне мог бы согласиться на ее просьбу. Или предложил бы ей $7000, и они пришли бы к общему решению. Как показывает опыт Триш, в молчании нет ничего плохого. Наоборот.
Одно можно сказать с уверенностью: несколько минут молчания – намного лучше, чем моментальный отказ. Вот как выдержать тягостное молчание и добиться взаимовыгодного решения: когда в следующий раз в разговоре возникнет неловкая пауза, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до двадцати. Если ваш собеседник не ответит к этому времени, деликатно поинтересуйтесь: «Вам все понятно или объяснить еще раз?». Скорее всего, вам ответят: «Я обдумываю то, что вы сказали. Не могли бы вы дать мне минутку, чтобы сформулировать ответ?».
Используйте молчание как инструмент, и результаты дискуссии будут намного лучше. Молчание позволяет обеим сторонам быстро успокоиться. Следовательно, вам будет проще выслушать друг друга, вы не станете спорить зря и сосредоточитесь на конечной цели – достижении оптимального результата и укреплении рабочих отношений.
Перечислим, какие еще факторы следует учитывать.