Мій кабінет
Каталог роботодавців
  • Інше
  • 51 вакансий
  • Аптеки
  • 232 вакансий
  • Виробництво
  • 16 вакансий
  • Маркетинг
  • 30 вакансий
  • Медицина
  • 366 вакансий
  • Продажі
  • 275 вакансий
Рекомендуємо книгу
7 граней/таланту

Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?

Директор агентства «Фарма Персонал» Андрей Анучин: «30% сотрудников могут уволить после второй волны COVID-19»

О том, какие специалисты востребованы на рынке фармперсонала, когда ждать волны увольнений из-за пандемии коронавируса и почему первостольникам стоит опасаться роботов, «МБ» рассказал директор агентства «Фарма Персонал» Андрей Анучин.

– Сейчас все говорят о нехватке персонала, в фармбизнесе кадровый голод также существует?

Несомненно, причем как в фармацевтике, так и в медицине. Это смежные бизнесы и специалисты могут перетекать из одной сферы в другую. Медики составляют большую часть специалистов, работающих в фармацевтических компаниях.

– Почему не фармацевты?

С началом становления Украины как независимого государства в представительства западных фармкомпаний перешло много врачей. И это было естественно: врачи тогда получали крошечную зарплату, а в тех компаниях платили в разы больше. Лучшие медицинские кадры ушли в фарму. Эта схема работала много лет и начала давать сбои только в последние пару лет, когда врачи перестали идти на позиции медицинских представителей. Профессия врача опять становится престижной и начинает приносить доход. Сейчас врачей на должностях медицинских представителей не хватает, приходят люди из других профессий или со средним медицинским образованием.

“Каждый третий медицинский представитель в течение года меняет работу“

– А где самый острый дефицит?

Могу сказать просто: он существует везде. И в медицине, и в фармацевтике. Что такое фармацевтика? В голове обывателя – это аптека и первостольник, которого часто путают с продавцом. И если мы говорим о кадровом дефиците в фармацевтическом бизнесе, то в первую очередь возникает мысль, что не хватает людей в аптеках. Но на самом деле фармбизнес – он значительно шире, чем аптека. Аптека – это только витрина, которую видно.

Если в целом сказать о дефиците, то мы не покривим душей. На рынке глобально, в каждом из его сегментов отдельно, существует дефицит кадров практически на любой позиции. А дальше возникает вопрос: каких кадров не хватает больше? Прежде всего, исполнительских позиций. В аптеках недостаточно первостольников. В промоционном сегменте – фармпредставителей. В сфере производства – производственных специалистов. В медицине – врачей, медсестер, лаборантов. Все эти сегменты бизнеса конкурируют между собой за кадры. Потому что интрига данного кадрового рынка в том, что один и тот же специалист с высшим медицинским образованием может работать и в клинике, и в промоционной сфере, и в клинических исследованиях.

Самая больная тема для менеджмента аптечных сетей – это текучесть кадров, которая достигает 50% в год. Одни уходят, другие приходят.

Аналогичная ситуация и в сегменте медицинских представителей. Там текучка – 30% в год. Каждый третий медицинский представитель в течение года меняет работу. Это очень напоминает броуновское движение: компании ищут свой исполнительский состав, кто-то постоянно уходит и открываются бреши, которые нужно заполнять.

– С чем это связано?

Большая конкуренция персонала. Компании переманивают толковых сотрудников. У каждого хорошего медицинского представителя есть 5-6 предложений работы одновременно. Поэтому никто особо не держится за работу, вокруг много соблазнов. И если руководство начинает давить и требовать, сотрудник просто меняет компанию.

Вторая причина: отток кадров. Он с каждым голом увеличивается, а притока нет. Давайте расшифруем, что это означает. Границы открыты и наших специалистов ждут в других странах с распростертыми объятиями. Мы как обыватели радуемся безвизу, но это трагедия для рынка персонала. За рубежом дефицит кадров не меньше, чем у нас. Из стран ближнего зарубежья персонал выезжает в более обеспеченные страны. И отток с каждым годом все больше и больше. Например, в Германии выдается виза на шесть месяцев для поиска работы. Они дают возможность человеку приехать и устроится на работу за полгода. В Польше посчитали, что если украинцы не поедут на работу, то рухнет экономика. Они максимально открыты для наших работников. А нам остановить их нечем.

Что мы можем сделать? Мы должны думать, как и кем заместить дефицит. Либо поднимать уровень жизни, либо привлекать фармацевтов и врачей из других стран. Но список стран, откуда мы можем пригласить людей, не так велик. Это может быть персонал из стран Азии, Вьетнама, Филиппин. Но эти страны очень отличаются от нас ментально. И наши работодатели не готовы привлекать их специалистов в свой бизнес.

Прогнозов у меня хороших нет.

Кто обычно пополняет фармацевтические кадры? Выпускники, студенты высших и средних медицинских учебных заведений. Количество выпускников уменьшается с каждым годом. Так происходит из-за того, что падает престиж профессии.

Медицинские училища недоукомплектованных студентами, потому что быть медсестрой не престижно сегодня. К тому же зарплаты оставляют желать лучшего, а работа тяжелая. От государства также нет социальной поддержки. И вчерашние школьники не идут в медучилище.

“Фармкомпании могут потерять до 30% персонала“

– Как COVID-19 повлиял на кадровый рынок?

Влияние пока не настолько сильное, как прогнозировали эксперты. Но оно еще будет. Мы делали исследование, насколько коронавирус изменил кадровую ситуацию в фармацевтических компаниях. И я могу привести цифры.

Рынок персонала сейчас в Украине настолько дефицитный, что пока ничего вообще не произошло. Что ожидали работодатели? Они думали, что будет экономический кризис, что фармкомпании начнут закрываться и на рынок выплеснется определенное количество сильного персонала, благодаря чему удастся перекрыть кадровый дефицит.

Ситуация парадоксальная. Компании не сворачивают деятельность. Т. е. все они пытаются удержать свой персонал. Подавляющее количество компаний заморозили свои вакансии.

Больше 60% из них не набирают персонал, но и 90% – и не сокращают персонал. Все замерли и активность уменьшилась. Они «съедают» бюджеты, но людей не увольняют. Меньшую активность кандидатов на рынке отмечают в 62% компаний.

Но и количество соискателей вакансий не увеличилось. Почему так? Люди в период неопределенности не хотят менять работу. Коронавирус стабилизировал броуновское движение.

– Как думаете, это пойдет на пользу отрасли?

Я думаю, что нет. Я как эксперт этого рынка прогнозирую большую волну банкротств и сокращений. Во-первых, потому что бизнес «доедает» свои последние жировые прослойки. Ведь огромное количество людей долгое время не работало. Работали дистанционно, из дома, не ездили на визиты, доступ к врачам был ограниченным.

Руководство компаний сознательно тратит средства на удержание персонала, но все равно наступит момент, когда денег не станет. Это связывают со второй волной коронавируса в октябре-ноябре. И как только это случится, когда станет неотвратимым падение бизнеса, менеджменту придется решать, сколько денег забюджетировать. И им придется рубить персонал, который есть. Я могу предположить, что в январь мы зайдем с 10% сокращений.

Мы сейчас проводим исследование и делаем прогноз до конца 2020 года и на 2021 год. Я сейчас общаюсь с руководителями и вижу, что они постараются до конца года, правдами и неправдами, скрипя зубами, удержать персонал.

Но при неблагоприятном развитии ситуации, если COVID-19 начнет набирать обороты, заболевших будет становиться больше, больницы второй волны будут задействованы, бизнес упадет, тогда мы можем потерять до 30% персонала. Так что прогноз пессимистический.

У нас в исследовании был вопрос: уменьшили ли заработную плату? По данным исследования, 61% компаний не изменили заработную плату. 27% – предоставляли оплачиваемый отпуск с сохранением заработной платы. 22% компаний временно отказались от ежегодного повышения заработной платы. 15% фармкомпаний уменьшили зарплаты пропорционально рабочему времени, но не больше 50%. И еще часть компаний отправили людей в отпуск за свой счет.

Все же большая часть фармкомпаний продолжает платить зарплаты, независимо от того, падают продажи или же нет.

– Как повлиял карантин на политику найма персонала?

Согласно нашему исследованию, 54% временно отказались от запланированного увеличения штата, 41 % компаний продолжают набирать сотрудников и 5-11% сокращали персонал. При этом 90,2% фармкомпаний сократили бонусы, но практически все компенсации сотрудникам – машины, связь и т.д. остались.

– Как изменится заработная плата до конца года?

Согласно нашему исследованию, 67% компаний сказали, что зарплатная политика не изменится. Еще 24% компаний признались, что не определились. Они ждут развития событий. Если говорить о более стратегическом прогнозе, то COVID-19 мы переживем.

– Что будет дальше с профессиями на фармрынке?

Основные причины кадрового голода в Украине не изменятся. Поэтому он сохранится в ближайшие 5-10 лет. Что может повлиять на рынок? Процессы глобализации и роботизации не предвещают ничего хорошего для таких специалистов фармрынка, как первостольники или фармацевты. Все, что можно автоматизировать, будет автоматизировано. И ряд профессий и в фармсфере, и медицине отомрет естественным путем.  Поэтому стоит уже сегодня задуматься о повышении собственного уровня либо смене специальности.

Читайте также: Замминистра МЗ Ярослав Кучер рассказал кто будет контролировать наличие лекарств в больницах и электронные больничные.

Виктория Макаренко, автор сайта "Мистер Блистер"

подписаться на рассылку

Календар подій


<Пред След>
Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

LinkedIn Facebook ВКонтакте