Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
В прошлом номере мы говорили о важности HR-брендинга, о факторах, которые определяют привлекательность или непривлекательность компаний для соискателей и сотрудников. Сегодня хотелось бы познакомить наших читателей с исследованием, проведенным компанией «ФАРМА ПЕРСОНАЛ» и позволяющим любой компании на фармацевтическом рынке Украины определить свое место в HR-рейтинге и понять причины сложившегося положения. Обо всем об этом беседуем с Сергеем Дембским, региональным менеджером по югу Украины «ФАРМА ПЕРСОНАЛ», участником первого исследования привлекательности фармацевтических компаний как работодателей в Украине.
Марина Маслова
Сразу хотелось бы поздравить победителей: по итогам исследования наиболее привлекательным работодателем среди всех фармкомпаний страны респонденты назвали компанию Bayer. На второй и третьей строчке рейтинга расположились соответственно Abbott Laboratories и Astellas Pharma (см. рис. 1).
Как видим, вверху списка – отнюдь не лидеры украинского рынка по объему продаж или обороту. Почему же люди хотят здесь работать? И какую реальную выгоду может извлечь работодатель из такой ситуации?
Языком конкретных цифр
Компании с сильным HR-брендом всегда динамично развиваются, поскольку инвестируют – нет, не в персонал, в развитие! По данным Aon Hewitt Research (100 Best Employers from Standard & Poor’s top 500 companies) в компаниях с сильным HR-брендом наблюдается:
Иными словами, сильный HR-бренд позволяет «снимать сливки» кадрового рынка. По сути, это вклад в будущее, это серьезная заявка – компания заинтересована в быстром росте и рассчитывает в недалеком будущем занять куда более высокие места и в бизнес-рейтингах.
Исследование привлекательности фармацевтических компаний как работодателей в Украине – это глубинный анализ факторов привлекательности HR-бренда, возможность получить наиболее полное представление о своем месте в кадровом рейтинге, о сильных и слабых местах их HR-стратегии.
Что и как изучали?
Исследование было проведено впервые в мае–июле 2014 г. Аналогичных рейтингов за прошлые годы в Украине не существовало. Респондентами были менеджеры, медицинские представители фармацевтических компаний с опытом работы не менее одного года и студенты. Всего – 381 человек. Респондентам было предложено ответить на три простых вопроса:
1. В каких компания вы хотели бы работать (выбрать три) и почему?
2. В каких компаниях вы не хотели бы работать (и почему)?
3. Какие источники информации вы используете при выборе потенциального работодателя?
В результате мы получили 1121 отзыв о фармкомпаниях в Украине, что и легло в основу анализа.
Для чего это нужно?
Результаты… ломают стереотипы
Если вернуться к рис. 1, можно увидеть, что в финальный рейтинг вошли 53 фармацевтические компании в Украине, которые хотя бы один раз были упомянуты в анкетах. Следует отметить, что всего в Украине работают около 200 промоционных компаний, имеющих внешнюю службу. Это означает, что примерно 150 компаний не упомянуты ни разу – их HR-бренд на рынке труда неизвестен.
Рисунок 1. Рейтинг общей привлекательности компаний

О внешних и внутренних факторах привлекательности
Современные авторитеты в области HR считают: для того, чтобы компания имела сильный HR-бренд, она должна учитывать и развивать как внутренние, так и внешние факторы своей привлекательности на рынке труда.
Факторы внутренней привлекательности характеризуют отношение к сотрудникам внутри организации.
Факторы внешней привлекательности характеризуют взаимодействие компании с внешними потенциальными кандидатами, партнерами, клиентами и обществом в целом.
Исходя из этого, внутренние факторы привлекательности компании прежде всего влияют на удержание сотрудников организации и их вовлеченность, а для привлечения лучших кандидатов на рынке труда необходим высокий уровень внешних факторов привлекательности.
Итак… На рис. 2 приведен рейтинг факторов внутренней привлекательности фармкомпаний в Украине.
Рисунок 2. Рейтинг факторов внутренней привлекательности фармкомпаний в Украине

Обращает на себя внимание высокая значимость материальных стимулов: официальное трудоустройство, высокая заработная плата и привлекательный компенсационный пакет. В то же время факторы личностного характера (хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными, а также между сотрудниками) имеют не самое большое значение при выборе работодателей для украинских кандидатов.
На рис. 3 в рейтинге факторов внешней привлекательности компаний-работодателей с большим отрывом лидирует хорошее качество продуктов/услуг компании – что имеет значение для 82% респондентов при выборе работы.
Рисунок 3. Рейтинг факторов внешней привлекательности фармкомпаний в Украине

О различиях в фокус-группах
Как и ожидалось, привлекательность компаний-работодателей для представителей разных фокусных групп (менеджеры, медпредставители, студенты) может существенно отличаться. Как пример, на рис. 4 приведены рейтинги привлекательности трех компаний для различных фокус-групп.
Рисунок 4. Рейтинг привлекательности в различных фокус-группах

Как видно на данном примере, из трех компаний с практически одинаковой общей привлекательностью (12—13%) «Такеда» имеет более сильный HR-имидж среди менеджеров и медпредставителей без работы. «Рош Украина» более привлекательна для работающих менеджеров и медпредставителей. Компания «Артериум» более известна в студенческой среде.
Подобные данные могут позволить компаниям обратить большее внимание на интересные им фокусные группы соискателей при проведении своих HR-брендинговых мероприятий.
Антипривлекательность
В данной статье мы осознанно – из этических соображений – не показываем рейтинг наименее привлекательных компаний и говорим только о факторах, которые отталкивают соискателей от работы в них. Итак, при анализе причин непривлекательности компаний как работодателей (см. рис. 5) бросается в глаза высокая значимость факторов личностного характера: неподходящая корпоративная культура и пренебрежительное отношение руководства.
Рисунок 5. Рейтинг причин непривлекательности всех компаний

Сравнивая этот факт с данными рис. 2, можно сделать вывод, что в Украине сотрудники выбирают работодателя, исходя из финансовых соображений, а покидают компанию из-за причин личностных.