Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
Почему, когда приходишь на работу, сразу падает настроение? Почему вместо того, чтобы сделать что-то полезное, сотрудники устраивают перерыв на кофе и сигаретку? Почему отдельно – жизнь, и отдельно – работа? Потому что наше восприятие зависит от преднастройки. Мы привыкли к тому, что работа – это скучно, но нужно. И привыкли, что игра – это весело, но за это никто не платит. Гений, придумавший перемешать карты и сдать заново, — перевернул мир.
«Все нужное – не трудно, все трудное – не нужно».
Григорий Сковорода
Используйте в работе игровые методы – и рутина станет радостью, тяжелое – легким, а скучное – веселым. Рабочий день пролетит как минута, тонна условной руды превратиться в пушинку. Стоит только изменить подход к работе. Помечтаем?
Ваши сотрудники перестанут тратить время на социальные сети, когда работа станет игрой. Глаза «полевых лошадок» по прибытии на работу будут не тухнуть, а загораться! Они станут бегать за каждый клиентом, как очумелые. Перекуры сами собой станут не нужны. Внезапно поползут вверх продажи, а сверхурочные станут не наказанием, а наградой. Автор этих строк, Герберт Уэллс, придумал еще много чего утопического, например – машину времени. Но что на самом деле превращает нелепую фантазию в действующую технологию?
Что делает игру игрой?
Давайте понаблюдаем…
Если проанализировать этот ряд, можно увидеть, что упомянутые признаки могут быть не только в игре, но и на каждом рабочем месте, в фирме, офисе, компании. А могут и не быть. Разница только в преднастройке… А это ведь и есть секрет фирмы!
Что отличает игру от будней? Мозг просто меняет узкие деловые штиблеты на домашние тапочки. Как это сделать? Можно создать свободное, раскованное настроение, как это делают в передовых IT-компаниях типа Google, с помощью приятного интерьера, неформальной одежды сотрудников. Но если откровенно – это даже не полумеры. Главное – понять, что нужно не цветочки покупать, а коренным образом менять политику управления. Только так это и работает.
Что такое геймификация?
Серьезно использовать игру для чего-то другого, вероятно, впервые придумал профессор математики и нобелевский лауреат Джон Неш – он описал «Теорию игр» в 1949 году в своей диссертации. Стоит упомянуть также Кевина Вербаха (Kevin Werbach); самое свежее издание из доступных по этой теме было им выпущено в 2012 году и называлось оно Forthe Win. А самыми первыми решили использовать игру для научения вечно скучающих недорослей педагоги.
Существует несколько определений, из которых одно кажется наиболее объективным:
Геймификация (геймизация) – это применение подходов, характерных для компьютерных игр, в программных инструментах для неигровых процессов, с целью привлечения пользователей и потребителей, повышая их вовлеченность в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.
Исходя из этого определения, геймификация может очень многое. Например, не только сотрудников развлекать, но и повышать продажи. Если мы сумеем заставить клиентов играть в нашу игру. К примеру, классическое торговое клише: акции и накопительные скидочные карточки – это тоже элементы геймификации, применяемые фрагментарно, без понимания потрясающего факта: это же игра! Игр-а-а-а!!! Ослабьте галстук – и улыбнитесь!
Как это работает?
Если мы хотим привить фиолетовые почки геймификации на древо своего коллектива, начать нужно с ответа на простые вопросы:
Каждый пункт важен, если нет одного – рассыпается вся система. Нет призов – никто не захочет играть. Нет правил – будет неразбериха. Призы есть, но нет соревновательности – будет скучное мероприятие для галочки.
При этом нужно понимать, что призы не должны быть дорогие. Это даже не правило – это закон! Игровые карточки, бонусы или баллы покажут сотрудникам путь к победе. Их должно быть много, они должны быть разнообразные. Должен быть также СУПЕРПРИЗ – но скорее как журавль над горизонтом, чем золотая синица в руке.
Механизмы геймификации
Если уж кто-то придумывает нечто безбашенное, фантазия не знает границ. Игровые вселенные? Давайте приспособим это к продажам. А как насчет религии? Сделаем из бренда религию! (Стив Джобс был гением геймификации.)
В каждой игре есть игровая рутина – простые действия, которые нужно сделать: зачекиниться, закачать, высказать мнение, привести клиента, совершить продажу. На этом построена большая часть игровых систем. Ваша задача – выявить такие рутинные элементы в реальном бизнесе и усилить их, чтобы максимально увеличить количество пользователей, а также эффект от игры. Как только рутинные действия становятся рефлексом, они легко вызываются при помощи набора триггеров (триггером могут служить прибытие в определенную точку «чекина», новая фотография или выполнение задания, и т. д.).
Вовлечение – механизм, «подсаживающий» игрока, заставляющий его постоянно добровольно возвращаться в игровой процесс. Механизмы вовлечения помогут вам превратить лентяя в трудоголика, счастливого от самой возможности «играть в работу»:
Может возникнуть впечатление, что для реализации этих принципов обязательны сложные и дорогие сайты, системы, интерфейсы. Но нет, в простейшем случае можно использовать планшет (доску) и маркер, которые есть в любом офисе. Главное – не забывать производить игровые манипуляции, отмечать на планшете статистику игровых действий. Например – за каждый десяток продаж сотрудник получает значок (и обязательно цепляет его на пиджак), десять простых значков меняются на золотой значок, или на малиновые штаны. А уже малиновые штаны могут стать основанием получить премию и, безусловно, вызовут всеобщее уважение и зависть.
Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели – нет будущего!
Кин-дза-дза!
Иной путь
Но если вы ищете легких путей, всегда можно обратиться к профессионалам. Геймификация в последнее время все чаще находит свое место в современных CRM-системах. Точнее, следовало бы сказать иначе: если вы пользуетесь CRM-системой, вполне можно включить в обычные и обязательные процедуры элементы игры, о которых мы говорили выше. И наблюдать результат.
Используют ли прогрессивные технологии в нашей реальной фарме? Очень сомневаемся, хотя, при случае, блеснуть красивым словечком горазды. Скажем даже больше: сегодня можно все чаще услышать мнения, что будто бы не работает, не приживается у нас буржуйская разработка. Что сказать…
Не слушайте ругателей – у них не получилось. Потому что нечем было зажечь. Геймификация – это сама жизнь, врывающаяся в стерильные аквариумы офисов. Она не сработает при потухших глазах, зажечь может только огонь. Бросайте вызовы, поднимайте брошенные перчатки. Доказывайте, что у вас есть огонь. Делитесь огнем!
Денис Сухинин