Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
Мария Улитина, HR-специалист с 10-летним опытом работы и карьерный консультант с психологическим образованием
В работе с клиентами очень часто можно услышать о страхе смены работы. Во время консультаций и коуч-сессий мы не будем заниматься психоанализом и «раскапывать» корни страхов, наша задача — помочь клиенту преодолеть эти сомнения.
Страх смены работы может включать в себя много самых разных вариаций:
По факту все это — страх неудачи. Именно с ним мы и будем работать.
Осознание страха
Признание клиентом страха смены работы — это важный первый шаг. На этом этапе консультант расспрашивает клиента о том, каким видится ему этот страх, чего он особенно боится. Чем подробнее клиент опишет свои опасения, тем лучше, поэтому удобнее это делать в письменном виде. Когда клиент описывает страх на бумаге, он облекает его в конкретную форму, и сам начинает управлять им.
Внизу я предлагаю простую методику, состоящую из ряда вопросов, которые помогут клиенту взглянуть на ситуацию с другой стороны.
● Что самое ужасное может случиться в этой ситуации?
● Какие есть реальные угрозы?
● Представьте, что самое ужасное случилось — что Вы будете делать?
● Какие есть варианты действий?
● Что Вы можете предпринять для улучшения ситуации?
Осознание того, что даже из самого ужасного сценария есть выход, помогает клиенту снять эмоциональную напряженность. В некоторых случаях уже одних ответов на эти вопросы хватает, чтобы убрать беспокойство.
Как страх соотносится с целью
Еще один вариант работы по преодолению страха — техника 10/10/10. Предлагаем клиенту поразмышлять над разными сценариями развития событий, исходя из его цели. Как страх смены работы влияет на его карьерную цель?
Просим клиента поразмышлять над следующими вопросами:
1. Если я преодолею этот страх и перейду на новое место — приведет ли это меня к той карьерной, профессиональной цели, которой я хотел бы достичь?
Как я в этом случае буду относиться к своему решению через 10 минут/10 месяцев/10 лет?
2. Если я не буду бороться с этим страхом и оставлю все, как есть — как это отразится на моей карьерной цели? Смогу ли я ее достичь другим путем?
Как я в этом случае буду относиться к своему решению через 10 минут/10 месяцев/10 лет?
Этот метод хорош тем, что помогает за короткий срок «взвесить» варианты и определиться с приоритетами, если клиент склонен к нерешительности.
В масштабе 10 лет ситуация выглядит совсем иначе, и увеличивается шанс посмотреть на нее более объективно.
Взгляд со стороны
Каждый клиент — уникальная личность и для тех, кому не подошли предыдущие методики, можно предложить взглянуть на свой страх со стороны.
Консультант просит клиента: «Представьте, что кто-то из Ваших знакомых или друзей рассказывает Вам такую же ситуацию — описывает свои опасения при смене работы. Какой бы совет или рекомендацию Вы бы могли ему дать? Какие аргументы привели бы Вы в пользу того или иного решения?»
Отстранившись от своего обостренного восприятия, клиент может с помощью этой методики расширить свое видение и открыть новые варианты.
Точка опоры — планирование
Дополнительной поддержкой для клиента в работе по преодолению страхов может быть создание плана действий. Когда появляется ясность первых шагов, то проще перестать себя «накручивать»: человек сосредотачивается на четких действиях, и эмоции вместе с паническим настроением отходят в сторону.
Для этого можно воспользоваться методикой GROW — она известна многим коучам и консультантам. Об этом инструменте подробнее можно прочитать в статье Анастасии Кравченко Модель GROW и колесо баланса: как они помогают в работе с клиентами.
Возвращаем клиента к его цели, обрисовываем вместе с ним желаемый результат:
● Какого результата Вы хотели бы добиться в итоге?
● Как Вы себя будете чувствовать, когда достигните этой цели?
● Какой результат будет идеальным?
Проводим анализ ситуации и имеющихся ресурсов:
● Как Вы опишите текущее положение дел?
● Вы уже предпринимали какие-то шаги?
● Был ли ранее опыт прохождения таких ситуаций?
● Каковы имеющиеся ресурсы? Кто-то может помочь с недостающими ресурсами?
● Наблюдали ли Вы аналогичные ситуации у других людей, видели ли пути решения?
Далее идет описание возможных вариантов достижения результата:
● В том случае, если бы у Вас были все необходимые ресурсы, что бы Вы сделали?
● Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы добиться лучшего результата?
● Что уже работает на Вас в этой ситуации?
Планирование шагов достижения результата:
● Какие могут быть первые шаги, которые Вы готовы сделать?
● Что можно было бы сделать прямо сейчас?
● Определите, какие сроки Вы установите для себя по планомерному достижению цели
● Какими могут быть альтернативные действия?
Это далеко не все варианты вопросов по методике GROW, но суть ясна: «приземление» клиента, возвращение к настоящему и возможность более четко сформулировать свои шаги.
Страх смены работы, как и страх неудачи, относится к будущему. Человек рисует негативные картины того, что могло бы произойти. Вместо этого с помощью консультанта он акцентирует внимание на настоящем моменте и начинает мыслить в позитивном ключе, после чего уже готов приступить к действиям.