Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
Валерия Ковтун, Психолог, бизнес-тренер, сертифицированный коуч ICU (Международный Союз Коучей), карьерный консультант. Опыт работы директором по персоналу — 14 лет.
Карьерные консультанты, как правило, не имеют психологического образования. Мы не решаем психологические проблемы карьеристов, для этого есть психологи и психотерапевты. Четкое понимание своей специализации, осознание собственных профессиональных компетенций, ответственность за результат – вот факторы, определяющие профессионализм специалиста. В ситуациях, когда к карьерным консультантам обращаются с запросами, выходящими за рамки их профессиональной ориентации, грамотный специалист будет рекомендовать клиенту предварительно обратиться к психологу, психотерапевту, а иногда и к психиатру.
Распознать эти ситуации, понять, в каком состоянии находится клиент, нуждается ли он в дополнительной помощи, оценить собственные возможности работать с запросом — задачи которые постоянно приходится решать карьерному консультанту. В этих условиях наличие психологического образования или хотя бы знание основ психологии — бесспорный плюс в бэкграунде консультанта.
Ситуаций, в которых знания основ психологии помогают в консультировании, достаточно. Сегодня хочу остановиться на возрастных кризисах взрослой жизни и запросах, возникающих в период их переживания карьеристами. Обращение к этой теме не случайно. Осмелюсь выдвинуть гипотезу, что если проанализировать карьерные запросы, то, пожалуй, большая часть из них придется как раз на эти периоды.
И здесь карьерному консультанту не обойтись без знания психологических аспектов возрастных кризисов взрослой жизни.
Попробуем посмотреть на возрастные кризисы с позиции карьерных запросов. Начнем традиционно, с определения. Возрастные кризисы — это периоды, когда человек начинает задавать себе вопросы, касающиеся целей, ценностей, развития карьеры, своего места и роли в жизни. Кроме этого, именно в период возрастных кризисов наши клиенты переживают смену своих ценностных ориентиров.
Кризис (психологический) — это состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения. Кризис — неизбежный этап развития личности. Только через кризисы мы способны меняться и переходить на новый этап своего развития, приобретая новообразования личности.
Говоря о кризисе, необходимо помнить об отличии возрастного кризиса от кризиса биографического. Биографический (жизненный) кризис — это сложные, порой травматичные обстоятельства в жизни человека. Возрастной кризис иногда совпадает по времени с биографическим. В этот момент трудные внешние обстоятельства усугубляются внутренними переживания и исканиями. В этом случае его протекание будет особенно тяжелым.
В чистом виде возрастной кризис — это этап в жизни человека, в котором при видимом внешнем благополучии проявляется внутреннее кризисное состояние.
Как признаки возрастных кризисов могут проявляться в запросах наших клиентов:
· запросы о потере интереса к жизни, профессии, деятельности;
· запросы о потере смысла жизни;
· повторяющиеся негативные события жизни – увольнения, конфликтные ситуации на работе, в семье, ухудшение здоровья;
· продолжающиеся во взрослой жизни искания себя, профессионального предназначения, частая смена направлений деятельности (эксперименты);
· неспособность принимать решения и нести за них ответственность;
· неспособность отстаивать свои интересы, конформизм;
· неспособность отличить свои цели от целей окружения (родителей, мужа/жены, других значимых);
· отрицание, обесценивание прошлых достижений и заслуг;
· ощущение разинтеграции, потеря ощущения целостности;
· отсутствие планов на будущее;
· передача ответственности за свою жизнь другим;
· ощущение внутреннего дискомфорта, недовольство собой и окружением при видимом внешнем благополучии.
Карьерному консультанту важно знать общую периодизацию кризисов взрослой жизни. Специалисты отмечают, что границы возрастных кризисов в настоящее время стали очень индивидуальны. Повлияло на это и увеличение продолжительности жизни, и расширение границ периода активной профессиональной деятельности и другие причины. Границы возрастных кризисов стали сильно размыты, и это нужно учитывать.
Для общего понимания будем руководствоваться следующей периодизацией:
Кризис 20 лет, кризис 30 лет, кризис 40 лет или как его еще называют, кризис середины жизни, и кризис 55+.
Но в каждом конкретном случае границы кризисов будут индивидуальны.
Следующий очень важный аспект — это задачи, которые индивид должен разрешить в каждом возрастном кризисе. Здесь следует начать с подросткового кризиса (даже если вы не работаете с подростками), так как результаты его прохождения будут оказывать влияние на следующий возрастной кризис и прямо или опосредованно могут найти свое проявление в карьерных запросах.
Задачи возрастных кризисов
· Подростковый — обретение самостоятельности.
· Кризис 20 лет — отделение от родителей, принятие ответственности за себя, свои поступки, свою жизнь. Поиск себя, своей профессиональной реализации.
· Кризис 30 лет — нахождение баланса между развитием и стабильностью. Осознание ответственности за содержание своей собственной жизни. Подведение первых жизненных итогов.
· Кризис 40 лет, середины жизни (КСЖ) — принятие себя таким, каким являюсь. Принятие своих сильных и слабых сторон.
· Кризис 55+ — принятие пройденного отрезка жизни, выбор между дальнейшим развитием в новом качестве и стагнацией/деградацией.
Что еще нужно знать о возрастном кризисе
1. Возрастной кризис — это закономерный этап онтогенеза, характеризующийся относительно непродолжительным периодом (до 1 года) прохождения.
2. Кризис наступает, когда задачи предыдущего жизненного этапа уже решены, а цели будущего этапа развития еще не известны.
3. В каждом кризисе есть 2 варианта выхода: к личностному развитию или к стагнации, а иногда и к деградации личности.
4. Каждый позитивно разрешившийся возрастной кризис является основой для успешного и более легкого протекания и разрешения следующего.
5. Если не пройден кризис в соответствующем ему возрастном отрезке, стремление к его разрешению будет проявляться в более позднем периоде, а иногда и на протяжении всей жизни.
6. Разные кризисы могут наслаиваться друг на друга и/или совпадать по времени.
7. Каждый возрастной кризис имеет свои задачи.
8. Итогом пройденного кризиса являются новообразования личности, смена ценностей.
9. К новообразованиям относятся: частичная метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.
10. Преодолеть возрастной кризис человек вполне может самостоятельно, но обращение к специалисту за помощью поможет сократить время и увеличить продуктивность его прохождения.
Если карьерный консультант в ходе работы понимает, что запрос карьериста прямо или косвенно связан с прохождением им возрастного кризиса, какую поддержку можно здесь оказать?
1. Информировать. Иногда осознание клиентом, самого факта, что он находится в возрастном кризисе, достаточно, чтобы у него включились ресурсы, позволяющие ему двигаться дальше и искать продуктивные варианты выхода.
2. Помочь осознать причины сложившихся (негативных) ситуаций. Признание того, что кризис - это этап личностного развития, а не тупиковая ситуация также может позволить сильно продвинуться в работе.
3. Работать над принятием прошлых достижений.
4. Способствовать нахождению ресурсов для преодоления кризиса и дальнейшего развития.
5. Помочь увидеть позитивные стороны нового возрастного периода, увидеть в нем новые возможности.
6. Выстроить новые цели, учитывая особенности и новообразования следующего этапа жизни
7. Принять себя на новом этапе жизненного пути.
Каждый возрастной кризис имеет свои особенности и заслуживает более подробного анализа. Поэтому разговор о кризисах будет продолжен.