Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
Татьяна Дроздова, Директор по продажам, Москва
Что изменилось в социальной сфере и сфере производства, и как на это отреагировал бизнес?
2021 год. Пандемия продолжается. Год был непростым для экономики нашей страны: с одной стороны стабилизация после шокового 2020 года, с другой – глобальные изменения некоторых бизнесов. Многие тренды, появившиеся после начала пандемии, только набирают обороты, но также проявились и свежие инсайты в ответ на новую реальность.
Ковидные ограничения ускорили переход бизнеса в онлайн, но есть и другие тренды, которые стали ответом на изменения в производственной и социальной сфере. Вот 9 самых заметных.
1. Удаленная работа, онлайн, цифровизация
Если проблемой 2020 года было мотивировать сотрудников работать удаленно, то в 2021 году работодатели поняли все преимущества удаленной работы. Даже когда у сотрудников была возможность посещать офис, компании не только позволяли им не возвращаться, но и внедрили так называемую концепцию Smart Office: когда рабочих и парковочных мест меньше, чем сотрудников. Такая концепция позволяет экономить на аренде помещения и следовать принципам work-life balance, популярным сегодня среди персонала.
Что развивается и будет развиваться в бизнесе по направлению онлайн?
2. Забота о здоровье
С появлением COVID, люди стали больше заботиться о своем здоровье. В связи с этим стали популярны такие направления бизнеса:
3. Домашние хобби
Многие люди оказались дома практически 24/7 и кроме работы стали вынуждены занимать себя чем-то дополнительным. Из-за этого:
4. Мобильная коммерция
Зумеры (поколение Z, цифровой поколение) – это люди, родившиеся после 2000 года с соответствующим набором ценностей и потребностей в ответ на внешнюю обстановку. В 2021 году некоторые из них заканчивают институт и становятся полноценными ответственными за принятия решения в своей жизни, в том числе и в приобретении товаров и услуг.
Многие предприятия в 2021 году сделали зумеров своей основной целевой аудиторией (ЦА). Тренды бизнеса для зумеров базируются на их особенностях и привычках, а также на способах покупок, их типовом пути клиента и присущих черт характера.
Поколение Z живет в телефоне, поэтому мобильная коммерция приобрела немыслимые масштабы. Если в 2019-2020 году был важен тренд для сайтов компаний mobile first, то теперь он не просто строго необходим, но и приобрел дополнительные требования: юзабилити и визабилити. Это значит, что использовать сайт для покупок должно быть просто, а визуальная картинка должна соответствовать представлению о товаре и побуждать к покупке.
5. Простота во всем
Поколение Z не хочет тратить свое время, поэтому прибегает к максимальному упрощению. Бизнес это должен понимать и использовать.
6. Персонализация и автоматизация продаж с помощью ИИ
Отдельно мне бы хотелось отметить тренды в продажах, которые наблюдаются сейчас и будут развиваться в ближайшие годы. Они связаны с совокупностью повсеместного онлайн, e-commerce и развитием Индустрии 4.0.
Если недавно была волна созданий и внедрений CRM (Customer relationship management), системы управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяла учитывать дату размещения заказа, планировать время звонка, интегрировать задачи продаж с почтой, то сейчас становится популярно использование CDP (Customer Data Platform) – платформы, не просто собирающей данные о количестве клиентов и считающей конверсию, но анализирующей данные о каждом покупателе.
Целью является создание индивидуального предложения для покупателя, отвечающего его личным запросам и ценностям. Дальнейшее развитие эта система получит при внедрении предиктивной аналитики, которая позволит определять будущие заказы имеющихся в базе покупателей.
7. Распространение новых каналов сбыта
В некоторых бизнесах основной канал сбыта практически полностью исчерпал себя, например личные встречи с заказчиком в секторе b2b. 2021 помог развить не просто онлайн канал продаж, как в 2020, но тренд пошел дальше.
8. Популяризация дополненной реальности (AR)
Современные технические возможности и необходимость удаленной продажи привели к широкому распространению AR, как в B2C (онлайн-примерочные), так и в B2B (цифровые двойники объектов). Такие бизнесы будут продолжать развиваться в ближайшие годы и набирать армию поклонников.
9. Курс на устойчивое развитие (ESG)
Это абсолютно новый тренд 2021 во всех сферах жизни. E (Environment) – ответственное отношение к окружающей среде; S (Social) – cоциальная ответственность; в B2B S (Sustainability) – устойчивость в применении к использованию ресурсов); G (Governance) – качество корпоративного управления.
Очень упрощенно этот тренд отвечает на запрос беспокойства об экологии производством более экологических продуктов и материалов (например, вместо пластика – бумажные контейнеры, многоразовые бахилы, разлагаемые кабели), использованием возобновляемых источников электроэнергии и сокращением выбросов углекислого газа в атмосферу. И если еще недавно эта тема больше интересовала Европу, то сегодня Россия присоединяется к этому тренду, создавая новые и модернизируя существующие бизнесы, которые должны отвечать требованиям ESG.
Все перечисленные тренды – симбиоз друг друга. Один часто выступает в связке с другим. Бизнесу важно заниматься регулярным трендвотчингом и оценкой внешней ситуации на рынке, чтобы не потерять свою долю и не проиграть в конкурентной борьбе. С одной стороны, пандемия и объемная цифровизации окунула многих в не очень приятную реальность, а с другой – выступила четким маркером для определения новых потребностей покупателей и вектором развития бизнесов на ближайшие годы.